В детский сад калитка открывается.

Чудеса повсюду начинаются.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

"Детский сад комбинированного вида № 378"

городского округа Самара «Родничок»

Страничка здоровья

     По приоритетному физкультурно -оздоровительному направлению воспитанников в МБДОУ «Детский сад № 378» г.о. Самара проводится систематическая работа с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.

    Основной целью этого направления ДОУ является сохранение и укрепление здоровья дошкольников, приобщение их к занятиям физкультурой и спортом, формирование ценностей здорового образа жизни и основ безопасности жизнедеятельности.

      В систему физкультурно-оздоровительной работы ДОУ входят: создание материально-технических условий; выполнение санитарно-гигиенических требований; полноценного питания и рационального режима дня; создание оптимальной двигательной деятельности детей, организация профилактических оздоровительных и закаливающих мероприятий, медицинский контроль, работа по формированию здорового образа жизни, работа с родителями.

       Для полноценного физического развития детей, реализации потребности в движении в МБДОУ «Детский сад № 378» г.о. Самара созданы определённые условия:

оборудованы спортивный и музыкальный залы, оснащенные современным оборудованием; бассейн, три кабинета для учителей-логопедов, кабинет педагога-психолога, сенсорная комната, медицинский блок, спортивная площадка на улице, «Тропа здоровья» на территории детского сада.

       Развивающая предметно-пространственная среда разработана в соответствии с ФГОС ДО и ООП детского сада. В групповых помещениях организованы центры для физического развития, которые помогают воспитателям разнообразить и активизировать двигательную деятельность детей в режимных моментах и в процессе всего дня.

 В работе с детьми используются следующие здоровьесберегающие технологии:

- педагогические;

- социально-психологически;

-медицинские.

Педагогические технологии направлены на физическое развитие и укрепление здоровья каждого ребёнка, развитие физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры дошкольников:

-авторская программа «Детский фитнес», разработанная Ненашевой Е.В., Ивановой Л.А. реализуется в соответствии с ФГОС ДО и ООП (вариативная часть) по 3 направлениям: «Гибкая сила», «Степ-аэробика», «Фитбол»;

-игровые технологии;

-проектная деятельность;

-исследовательская деятельность;

-информационно-коммуникационные технологии;

-интерактивные технологии.

      Одной из главных задач является физкультурно - оздоровительная работа с детьми, которая ставит своей целью активизацию двигательной активности детей в течение дня, соблюдение режима дня. Физкультурно-оздоровительная работа соответствует функциональным возможностям ребенка, его возрасту, укреплению физического здоровья и включает в себя:   утреннюю гимнастику, физкультминутки, подвижные игры и физические упражнения на прогулке, индивидуальную работу по развитию движений на прогулке, гимнастика после дневного сна в сочетании с контрастными воздушными ваннами, занятия по физической культуре в спортивном зале, а также в зимний период воспитанники выходят на лыжню.

     Самостоятельная двигательная активность, физкультурные досуги и праздники, положительные эмоции, повышение настроения, обеспечение физического благополучия – результаты, к которым стремится коллектив ДОУ. Поэтому занятия построены в игровой форме, подобрано музыкальное сопровождение под фортепиано и магнитофон, используются элементы костюмов героев, нестандартное оборудование.

 Социально-психологические       технологии - обеспечивают психическое и социальное здоровье ре­бенка и направленные на обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочув­ствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье.

Медицинские здоровьесберегающие технологии обеспечивают сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медсестры ДОУ в соответствии с медицинскими требованиями и нормами, с использованием медицинских средств:

•технологии профилактики заболеваний,
•углубленный медицинский осмотр с участием узких специалистов, приходящих из поликлиники,

•противоэпидемическая работа и медицинский контроль работы пищеблока в соответствии с действующими санитарно-гигиеническими правилами,

• витаминопрофилактика,

• санитарно-гигиеническая деятельность всех служб ДОУ.

 

     Для поддержки одаренных детей к спорту в ДОУ организованы кружки на бесплатной основе: «Веселый мяч», «Современная хореография», «Детский фитнес». Под руководством инструктора по физической культуре ДОУ в процессе работы были выявлены и отобраны дети и созданы 2 команды по «степ-аэробике», и 2 команды по чир спорту.

 Результаты нашей работы по физкультурно- оздоровительному направлению следующие:

 - Снижение заболеваемости воспитанников на 3%;

- Сформированы основные (базовые) движения по 3 направлениям детского фитнеса: «Гибкая сила», «Степ-аэробика», «Фитбол» у детей старшего дошкольного возраста 69%;

- сформированы элементарные представления о здоровом образе жизни и безопасности жизнедеятельности 83%;

- сформированы навыки личной гигиены, применяют культурно-гигиенические навыки 72%;

-сформированы навыки произвольного плавания у детей старшего дошкольного возраста 73%

-сформированы навыки игры в футбол у мальчиков старшего дошкольного возраста 15%.

-победители областного конкурса образовательных организаций   Самарской области, внедряющих инновационные программы дошкольного образования, «Детский сад года» в 2015 году в номинации: «Формирование ценностей здорового образа жизни и развитие физических качеств дошкольников».

- победы наших воспитанников на чемпионатах и первенствах по степ-аэробике и чир-спору в городах: Самара (1,2,3 места), Пенза (2 место), Москва (1 место), Санкт-Петербург 1 место), Тольятти (1,2,3 места), Уфа (2 место),Казань (3 место).

 Воспитанники детского сада участвуют не только в спортивных мероприятиях в рамках детского сада, но и принимают активное участие в спортивной жизни города:

-        - победители и участники городского конкурса детско-юношеского творчества по пожарной безопасности на противопожарную тематику «Огонь-друг, огонь-враг» 2016, 2018 г.

- победители соревнований «Веселые старты» на призы Детского Благотворительного фонда депутата Воропаева, 2016г., 2017г., 2018г.

- победители соревнований Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) в рамках акции «Единый день ГТО» в 2018 году.

-в совместных мероприятиях с МБОУ СОШ № 53 г.о. Самары «День здоровья»;

-многократные выступления воспитанников на спортивных мероприятиях в Самарском государственном экономическом университете;

-выступления воспитанников на спортивных мероприятиях в рамках сельских игр молодежи при поддержке Министерства образования и науки Самарской области (с.Кинель-Черкассы, с. Суходол).        

 

Победы и рекорды наших спортсменов хранятся в базе спортивных достижений ДОУ.

Огромное значение в работе по физкультурно-оздоровительному направлению ДОУ играют квалифицированные педагоги.

          Педагоги проходят курсы повышения квалификации по здоровьесбережению в МГПУ, ПГСГА, СИПКРО, ЦРО повышение квалификации педагогических кадров строится дифференцированно, задействованы внутренние факторы и механизмы самого педагога, способствующие личностному и профессионально-нравственному развитию.

      Педагоги ДОУ публикуют свой опыт работы по физкультурно-оздоровительному направлению в различных журналах, сборниках по итогам научно практических конференций, в педагогических сообществах в сети Интернет:

1.Статья «Реализация здоровье-формирующей технологии в ДОУ через новые формы двигательной активности, представленная в Международном научно-практическом журнале «OlymPlus» №1(1)-2015г.;

2. Статья «Развитие общей выносливости у дошкольников с помощью кружковой работы», представлена в Интернет-журнале «Науковедение», ISSN 2223-5167 http//nfukovedenie. ru/ том 7, №1 (2015г);

3. Статья «Организация оптимальной системы здоровьесберегающей деятельности в ДОУ» в сборнике «Образование: традиции и инновации» по материалам VIII международной научно-практической конференции, Прага, Чешская республика, 2015г.;

4. Статья «Организация детского фитнеса в условиях ДОУ», представлена в сборнике научно-практических статей на I Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Мы здоровы, и это здорово» Здоровьесбережение детей в образовательных учреждениях, Самара, 2016г.;

5.Статья «Самомассаж как средство по укреплению здоровья и совершенствованию функций организма у детей дошкольного возраста», представлена в сборнике трудов XIII Международной научно-практической конференции «Здоровое поколение – международные ориентиры XXI века», 2016г.;

6. Статья «Внедрение инновационных образовательных здоровьесберегающих технологий в дошкольное образование», представлена в материалах первой областной научно-практической конференции «Проблемы модернизации Российского образования на компетентностно-ориентированной основе в рамках реализации ФГОС второго поколения», 2016г.;

7. Статья «Формирование положительной эмоциональной сферы в процессе игровой деятельности дошкольников», представлена в сборнике трудов XIV Международной научно-практической конференции «Здоровое поколение – международные ориентиры XXI века», 2016г.;

8. Статья «Профилактика эмоциогенности у детей старшего дошкольного возраста средствами физической культуры», представлена в журнале OlymPlus, №2, 2016г.

9. Статья «Применение социометрического исследования в воспитательной работе тренера-преподавателя по фитнес-аэробике», представлена в журнале «Современные проблемы науки и образования», №1, 2017г.;

10. Статья «Особенности формирования навыков саморегуляции в системе дошкольного воспитания», представлена в сборнике «Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта». №10, 2017г.

11.Статья «Сохранение и совершенствование физического здоровья при помощи дыхательной методики "бодифлекс"», представлена в журнале OlymPlus. №1, 2018г.

 Педагоги ДОУ распространяют педагогический опыт путем проведения (участия) в конференциях, семинарах, педагогических марафонах, неделях профессионального мастерства на уровне города, района:

 -Методический марафон с темой доклада «Сотрудничество с родителями воспитанников в организации физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ»,2015г.

- XIII Международная научно-практическая конференция «Здоровое поколение – международные ориентиры XXI века» Проект по здоровьесбережению «Я здоровье берегу - сам себе я помогу», 2015г

 -Городской семинар «Организация детского фитнеса в условиях дошкольного образовательного учреждения»,

 -Межрайонный фестиваль (Профессиональный диалог) «Освоение инновационных технологий и методов педагогической деятельности, способствующих повышению эффективности и качества физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ» (МБДОУ «Детский сад №378» г.о. Самара), 2015 г.

 -Городская научно-практическая конференция «Социальная инклюзия: методология, практика, исследования», 2015 г.

 - участники заседания учебно-методической группы УМГ инструкторов по физической культуре г.о. Самара, 2016 г.

 - Межрегиональная научно-практическая конференция «ФГОС дошкольного образования: обновление содержания образовательной деятельности», 2016 г.

 - Методический марафон «Современные технологии дошкольного образования в условиях ФГОС», 2017 г.

 

В МБДОУ «Детский сад № 378» осуществляется системная, углубленная работа по коррекции нарушений и развитию речи воспитанников.

 

На базе МБДОУ функционируют группы различной направленности:

 - 8 групп общеразвивающей направленности, 22% воспитанников имеют диагноз по заключению ГПМПК, они получают квалифицированную помощь учителей-логопедов МБДОУ;

 - 3 группы компенсирующей направленности для детей с ТНР, в них осуществляется комплексная квалифицированная коррекция речевых нарушений.

В детском саду выстроена   система психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ.

       В саду 20% детей посещают общеобразовательные группы с заключением ТНР. С целью коррекции их нарушений мы разработали систему инклюзивного сопровождения детей с ОВЗ. В группах для детей с ОНР осуществляется реализация АООП ДО, в группах общеразвивающей направленности для ребенка с ОВЗ на базе ООП ДО разрабатывается и реализуется индивидуальный план сопровождения, в соответствии с которыми проводятся индивидуальные коррекционные занятия с учителем-логопедом, педагогом психологом. Музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре также являются полноценными участниками инклюзивного образования.

 Плодотворной работе по данному направлению способствует созданная в ДОУ развивающая предметно-пространственная среда: три логопедических кабинета, «Сенсорная комната», кабинет педагога-психолога, оснащенные современным оборудованием, пособиями и развивающими играми.

     Коррекционно-развивающей среде, как части целостной формы педагогической деятельности, отводится большая роль в речевом и психическом развитии детей, имеющих речевое недоразвитие.

В группах создана комфортная, уютная обстановка, рационально организованная, насыщенная разнообразными дидактическими и игровыми материалами. Оборудование групп позволяет чередовать специально организованные занятия и свободную деятельность детей, что способствует реализации режима двигательной активности и предупреждает утомление, обеспечивая здоровьесберегающую благоприятную среду.

 В группах организованы речевые центры, в которых имеется   развивающий и дидактический материал, направленный на развитие фонематического слуха, мелкой моторики пальцев рук, воздушной струи, артикуляционной моторики; закрепления правильного звукопроизношения; активизации словаря; формирования связной речи; звуко - буквенного анализа и синтеза.
       Содержание центров регулярно меняется и обновляется в соответствии с программой,  физиологическими и психолого-педагогическими особенностями формирования речи детей с ОВЗ. Методический и дидактический материал центров побуждает детей в свободное время самостоятельно закреплять полученные речевые навыки, навыки связной диалогической и монологической речи.

 

По результатам педагогического мониторинга в общеобразовательных группах 100% детей с речевыми нарушениями к выпуску имеют норму речевого развития.

 По результатам педагогического мониторинга 95 % детей с нарушением речи к выпуску из детского сада имеют норму речевого развития.

 100% детей по завершению дошкольного образования поступают для дальнейшей учебы в общеобразовательные школы, лицеи, гимназии.

 Наши дети являются победителями городского фестиваля детских коллективных проектов «Я узнаю мир» 2016г., 2017г., 2018г., где демонстрируют навыки связной монологической речи и познавательно-исследовательские способности.

В детском саду ежегодно проводится:

 

  • Открытый фестиваль конкурс чтецов «Виртуозы слова», совместно с дошкольными учреждениями Промышленного района.
  • Театральная весна «Сочиняем сказки сами», совместное мероприятие с родителями, где дети сами сочиняют сказки, готовят декорации, распределяют роли и выступают на сцене перед сверстниками и родителями.

 

С 2015г по 2017г. ДОУ   являлось проектной площадкой по теме: «Психолого-педагогические средства развития речевой активности детей с учетом индивидуальных возможностей».

   Мы определили систему работы по развитию речи и речевой активности у дошкольников с использованием различных современных педагогических технологий.

В процессе работы по реализации проектной площадки педагогами ДОУ были разработаны авторские технологии.

Нами были отобраны актуальные технологии по данному направлению:

 -«Методика проведения учебных исследований в детском саду» Савенкова А.И., которая способствует формированию у дошкольников одного из компонентов речевой активности – умение объяснять, рассуждать и доказывать.

 - технологии Коротковой Н.А., применение которых позволили не только расширить словарный запас и повысить речевую активность дошкольников, но и зажечь в ребенке желание самому узнать что-то новое, используя разные информационные средства познания (опыты, эксперименты, книги, беседы).

 -технология «Комментированное рисование» Микляевой Н.В., способствует развитию речевой активности. В процессе изобразительной дети не только рисуют, но и при этом сопровождают свои действия речью.

 -технология обучения детей составлению загадок Нестеренко А.А. направлена на обучение детей составлению загадок разных типов, с использованием разнообразных мыслительных приемов и в различных словесных формах.

 Педагогами ДОУ разработаны и внедрены следующие технологии:

 -«Совместный процесс создания дидактических игр вместе с детьми»;

 - «Составление рассказов из личного опыта с использованием семейных фотографий».

 В результате работы по проектной площадке разработали практический материал: мнемотаблицы для изучения стихотворений, дидактические игры, демонстрационный материал, методические пособия (книги загадок и сказок, сочиненные детьми).

 Накопленный опыт работы по данному направлению был обобщен в методическом пособии «Развитие речи и речевой активности детей дошкольного возраста», 2017 г.

  Формирование грамотной речи и преодоление речевых нарушений у дошкольников возможно лишь при полноценном участии родителей. Логопеды и педагог-психолог ДОУ регулярно осуществляют всестороннюю консультативно-просветительскую работу с родителями: выступают на родительских собраниях, проводят индивидуальные консультации по запросу, приглашают родителей на открытые занятия.

  На сайте МБДОУ созданы разделы для родителей – «Родителям детей с ОВЗ», «Для родителей», на которых родители воспитанников могут получить информацию об особенностях развития детей с ОВЗ.

  Повышение профессионального роста педагогов в вопросах речевого развития дошкольников также является одним из важных аспектов.

  Прошли обучение по организации работы с детьми с ОВЗ:

 - 88 % педагогов общеразвивающих групп;

 - 100% педагогов коррекционных групп.

  Педагоги повышают квалификацию, внедряют в образовательный

процесс современные авторские методики, разрабатывают авторские пособия, технологии работы с детьми.

 

Публикуют свой опыт работы по речевому развитию в различных журналах, сборниках по итогам научно-практических конференций, в педагогических сообществах в сети Интернет:

 1.Интернет-публикация методической разработки «Путешествие по произведениям К.И.Чуковского», размещена на международном образовательном портале, 2015г.

 2. Статья «Развитие речевой активности у детей 5-7 лет», представлена в журнале OlymPlus. Гуманитарная версия. – 2016г. – № 1 (1).

 3.Статья «Развитие речевой активности дошкольников в процессе игровой и исследовательской деятельности», представлена в журнале OlymPlus. Гуманитарная версия. – 2017г. – № 1 (2).

 4.Статья «Сочинение стихотворений по мотивам японской поэзии как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста», представлена в материалах Первого педагогического форума Самарского региона «Проблемы модернизации образовательного процесса в ДОУ», 2018г.

    Также педагоги транслируют свой опыт работы на конференциях, семинарах, форумах на различных уровнях:

 

Было проведено 2 городских семинара по данному направлению, в которых приняли участие педагоги детского сада:

 

  • «Реализация педагогических технологий по развитию речи детей дошкольного возраста», 2016г.
  • «Развитие речевой активности у детей с учетом их индивидуальных особенностей: опыт работы»,2017г.

 

2015г.

 - на II Межрегиональной научно-практической конференции «Дошкольное образование: ОТК-2015-Образование. Технологии. Качество» 2 педагога представили свой опыт работы по теме «Развитие речевой активности дошкольников в процессе игровой и исследовательской деятельности».

 

2016г.

 - в Методическом марафоне «Реализация ФГОС ДО с позиции партнерской совместной деятельности участников образовательных отношений» выступили 4 педагога по следующим темам: «Применение технологии А.И.Савенкова по развитию речевой активности дошкольников», «Составление сказок с дошкольниками, используя мнемотаблицы и схемы», «Составление с детьми рассказов по серии сюжетных семейных фотографий», мастер-класс «Развитие мелкой мускулатуры рук детей с ОНР на занятиях по изобразительной деятельности на примере куклы «Травницы».

 - на VI Всероссийской научной конференции «Проблемы и стратегии развития ДО» в г. Отрадный выступили с докладами 3 педагога.

 

2017г.

 - 2 педагога приняли участие в городской научно-практической конференции «Социальная инклюзия: методология, практика, исследования»

На Всероссийской конференции «Развитие системы ранней помощи детям с ОВЗ»  - «Модель психолого-педагогического сопровождения родителей как условие социализации дошкольников с ОВЗ» в г. Москве старший воспитатель выступил с докладом.

 

 2018г.

 -в педагогической гостиной «Внедрение инновационных технологий в образовательный процесс ДОУ» («Школа молодого воспитателя») педагог выступил с докладом «Использование технологии ТРИЗ при обучении дошкольников составлению текстов сказочного содержания».

 - на Региональном Педагогическом форуме «Проблемы модернизации образовательного процесса в ДОУ» выступили 3 педагога.

 - на VIII Межрегиональном фестивале педагогического мастерства и творчества работников дошкольного образования в г. Кинеле 1 учитель-логопед принял участие.

- на Международной научно-практической конференции «Современное дошкольное образование: проблемы и перспективы развития» воспитатель выступил с докладом по теме «Сочинение стихотворений по мотивам японской поэзии как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста».

 

СИСТЕМА   ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В МДОУ 

Использование вариативных режимов дня

                                                                               скорректированный режим   дня

              индивидуальный режим дня

              коррекция учебной   нагрузки 

Психологическое сопровождение развития

              создание психологически   комфортного климата

              обеспечение педагогами   положительной эмоциональной мотивации всех видов детской деятельности

              личностно-ориентированный   стиль взаимодействия педагогов и специалистов с детьми

              формирование основ   коммуникативной деятельности у детей

              медико-психолого-педагогическая   поддержка ребенка в адаптационный период 

Разнообразные виды организации режима   двигательной активности ребенка

Регламентированная   деятельность:

              утренняя гимнастика

              физкультминутки

              физкультурная паузы

              физкультурные занятия

              бодрящая гимнастика после   сна

              корригирующая и   профилактическая гимнастика

 

Частично   регламентированная деятельность:

              спортивные праздники

              подвижные игры на воздухе   и в помещении

              спортивные досуги

              дни здоровья

              спортивные упражнения на   воздухе

 

Нерегламентированная   деятельность:     самостоятельная   двигательная деятельность детей в помещении и на прогулке.

Система работы с детьми по формированию   основ гигиенических знаний

и здорового образа жизни

              словесно-наглядные,   сюжетно-ролевые игры по развитию представлений навыков здорового образа жизни  

              формирование основ   безопасности жизнедеятельности

Оздоровительное и профилактическое   сопровождение

              натуропатия (чеснок)

              витаминотерапия

           нормализация функций центральной   нервной системы (соблюдение режима дня, музыкотерапия) 

              соблюдение   санитарно-гигиенических условий (температура, освещенность и т.д.)

              профилактика обострений   хронической патологии

        подбор оптимальной слойности одежды   при различных температурах в группе, физкультурно-музыкальном зале, на улице

              закаливающие процедуры   соответственно возраста и состояния здоровья ребенка

              свето-воздушные и   солнечные ванны

              ежегодные   профилактические осмотры детей

              специалистами с   последующим заключением педиатра

              направление детей   педиатром к узким специалистам

              наблюдение детей группы   ЧБД педиатром с последующей коррекцией

              массаж

              коррекция адаптационных   нарушений

              коррекция    речевых  нарушений 

 
 

«Детский фитнес в ДОУ» 

 

Консультация для родителей по профилактике нарушений осанки у детей

Консультация для родителей по профилактике плоскостопия у детей