logo-big-otris2

В детский сад калитка открывается.

Чудеса повсюду начинаются.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

"Детский сад комбинированного вида № 378"

городского округа Самара «Родничок»

Консультация для родителей Система дидактических условий, стимулирующих творческо-поисковую деятельность дошкольников

Система дидактических условий, стимулирующих творческо-поисковую деятельность дошкольников.

Дети - прирожденные ученые,

изобретатели - видят мир во

всей его  первозданности  и

свежести; каждый  день они

заново придумывают свою жизнь.

Они любят экспериментировать и

смотрят на чудеса окружающего

мира с удивлением и восторгом.

П.Вайнцвайг

Проблема творчества стала настолько актуальной, что по праву считается " проблемой века ". В современной литературе появляется все больше публикаций, затрагивающих эту тему. Многие исследователи считают, что творческое начало следует развивать в ребенке с самого раннего детства. "Именно в этом возрасте, - писал русский исследователь Корнилов К.Н., -изобретательность детей не знает своих пределов ". Оптимизм, неуемная энергия, радость познания - основные составляющие дошкольного детства, благодаря им дети как бы творят заново раскрывающийся перед ними мир.

Н.Роджерс, специалист в области развития творчества отмечает: "Дети естественным образом любопытны и творчески. Они экспериментируют, исследуют, играют с разнообразным материалом, для них не существует правильной и неправильной работы, они просто наслаждаются тем, что делают. Они учатся в этом процессе и чувствуют внутреннюю свободу в выражении себя".

Старший дошкольный возраст иногда называют "золотым периодом" по богатству творческих проявлений детей. Это пора интенсивного и самостоятельного творчества. Творческий потенциал проявляется в готовности и способности ребенка к самостоятельной мыслительной деятельности - в противовес подражанию, копированию.

В последние годы активно разрабатываются новые подходы к развитию творческих способностей дошкольников. При этом специалисты чаще занимаются изобразительной деятельностью, реже театральной и словесным творчеством. Исследования О.М.Дьяченко, Т.В.Кудрявцева, И.В.Шумаковой в этой области показали, что перечисленные виды деятельности при целенаправленной работе с детьми существенно повышают уровень их творческого воображения.

В меньшей степени изучены и описаны в литературе тактика и стратегии эффективные в развитии творческого мышления. Разработанные А.З. Заком, А.М. Страунинг, Ю.Б. Гатановым программы с системой заданий способствуют достижению более высокого уровня творческого мышления.

Анализ публикаций на тему развития творческих способностей детей показал, что недостаточно изучен вопрос повышения уровня творческого мышления в процессе усвоения кодированной информации.

Направление работы по стимулированию творческого мышления старших дошкольников в процессе деятельности по усвоению кодированной информации,  актуально на сегодняшний день по следующим причинам:

- развивающие программы, появившиеся в школе в последнее время, содержат различные виды кодированной информации: модели, схемы, графики;

- целенаправленное системное обучение даст возможность ребенку быстро адаптироваться к любой школьной программе.

Работа с дошкольниками показала, что развитие творческих способностей дошкольников предполагает деятельность в разных направлениях: это и совместная деятельность ребёнка с педагогом, общение со сверстниками и взаимодействие с предметно-развивающей средой.

Необходимо создать дидактические условия для стимулирования творческой деятельности в процессе усвоения кодированной информации:

-построение                     соответствующей            предметно            -

развивающей среды.

В группах нужно создать центры творчества, лаборатории, исследовательские центры и т.д., где должны быть сконцентрированы: детская научно - познавательная литература, разнообразные приборы, схемы, таблицы, лекала, бросовый материал и многое другое, побуждающее детей к активной творческой деятельности.

-создание атмосферы, благоприятствующей появлению новых идей и мнений, внесение занимательности в содержание деятельности; климата взаимного доверия, психологической безопасности.

Процесс общения с детьми сопровождается положительными эмоциями, так как творческое развитие возможно только при наличии у ребёнка положительной мотивации, ведь всем истина: "Принуждение - враг творчества ".

- наличие развивающей программы, предусматривающей обучение детей различным видам кодированной информации, создание проблемно-поисковых ситуаций; интеграция разнообразной деятельности; организация экспериментирования.

Необходимая база знаний формируется во всех видах детской деятельности, где они усваивают, что любую информацию можно закодировать и представить ее в виде условных знаков, схематичных рисунков, графиков и т.д. Полученная информация творчески ими используется в различных видах детской деятельности. Дети составляют пиктограммы, шифрованные письма, модели сочиненных сказок.

- стимулирование проявления положительно-эмоционального отношения ребёнка к явлениям, предметам и видам деятельности; введение системы творческих задач и упражнений в различные виды детской деятельности; вовлечение в выполнение творческих заданий.

Для стимулирования творческо-поисковой деятельности можно использовать нестандартные задания, требующие оригинальных решений и необычных идей, например:  «загадалки», «объяснялки», «рассуждалки» и т.п. Привлечение родителей расширит возможности работы педагогического коллектива  в разнообразии творческой информации и оригинальности работы,  дополнит ее новыми идеями. Совместная деятельность взрослых и детей, непринужденное общение позволят эффективно решать задачи по развитию креативности мышления детей дошкольного возраста.

- обеспечение побудительно-интенсифицирующей деятельности педагога.

Педагог должен предусмотреть включение в арсенал педагогических средств эффективных приемов и методов, инновационных  технологий и разработок, ЭОР, стимулирующих творческо-поисковую деятельность детей.

- систематическое отслеживание динамики развитие творческих способностей детей.

Это помогает отслеживать индивидуальное продвижение ребенка, уровень его творческого потенциала, наметить специально подобранные упражнения, систему проблемных вопросов, которые помогут отработать приемы и навыки фантазирования, освоить новые формы использования творческих задач в самостоятельной деятельности.

Регулярное столкновение с творческими задачами, в том числе такими, на которые пока нет ответа, так же необходимы формирующемуся уму, как витамины – растущему организму.

Ребёнок, овладев основными мыслительными операциями по созданию творческого продукта, успешно адаптируется к школе вне зависимости от системы обучения. Он умеет и хочет учиться. У него высокий уровень познавательной активности, развитое воображение.