logo-big-otris2

В детский сад калитка открывается.

Чудеса повсюду начинаются.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

"Детский сад комбинированного вида № 378"

городского округа Самара «Родничок»

Консультация для родителей: "ВЛИЯНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"

«ВЛИЯНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Воспитатель: Милованова С.Е.

Для решения задач познавательно-речевого развития детей младшего дошкольного возраста, необходимо прежде всего, обращать большое внимание на формирование сенсорных навыков, развитие речи, мелкую моторику и общую коррекцию поведения детей.

 В своей работе мы используем различные технологии, которые влияют на познавательно-речевое развитие детей. Это и здоровье сберегающие технологии, и игровые технологии, и информационно-коммуникативные, и сказкотерапия, и работа с глиной и пластилином, рисование, музыкотерапия и мн.др.

Ребенок, будет лучше воспринимать материал, если ему будет интересно, если он будет видеть плоды своего труда и сможет оценить их самостоятельно.

Сегодня хочется остановиться на некоторых из них – это элементы песочной терапии и цветовой терапии.

С песком детки знакомы давно, и, тем не менее, они проявляют  неподдельный  интерес к песку, когда начинаем играть с ним. При виде песка у малышей сразу поднимается настроение, у них появляется особый блеск в глазах, и вот они уже наперегонки несутся к заветной песочнице, позабыв обо всем! Ведь у всех у них, раньше уже был положительный опыт  работы с песком – в детской песочнице и на пляже. Поэтому такие игры ребята воспринимают всегда с радостью.

Чего мы только не делаем: вот мы превратились в маленьких исследователей, и при помощи игры «Измерь разными мерками» уже изучаем и сравниваем свойства сухого и мокрого песка. И, оказывается, что мокрый песок тяжелее сухого, зато из мокрого песка мы можем лепить разные фигуры и  предметы. Сначала  мы просто выполняли какие-то игровые упражнения. Например, упражнение «Песочный дождь»… И уж поверьте теперь нашему опыту, что приятнее прикосновений песочного дождя к нашим ручкам, могут быть только прикосновения любимой мамочки. При помощи этого упражнения развивается  тактильная чувствительность рук и воображение детей.  Очень полезными игры с песком считаем ещё и потому, что здесь нет правильных и неправильных ответов, поэтому ребята не бояться делать ошибок. Например, в игре «Археология» малыш не знает, какую игрушку он найдет в песке. Но он с превеликим удовольствием постарается угадать – что же это такое. К тому же, песок легко меняет форму, легко превращается в солнце, горы, птиц, рыбок – именно в тот образ, который придумал ребенок. В любой момент ребёнок может изменить ход игры, исправить ситуацию. Наши дети знают - здесь не ошибешься, не сделаешь что-то не так, поэтому-то им легко работать с песком. Песок как бы сам по себе приглашает нас поиграть, подключить фантазию, воображение.

Летом дети неустанно «трудятся» в песочнице: строят башни, замки, дворцы, «стряпают» пироги, «пекут» пирожные. Песок помогает детям мирно «уживаться» в песочнице большому количеству детей, строить совместные планы и осуществлять их. У них возникает потребность в общении друг с другом, что, конечно же, благотворно влияет на познавательно-речевое развитие детей.

С наступлением холодов, мы не прощаемся с играми в песке. Мы используем его как в обучающей деятельности и в совместной деятельности с детьми, так и для самостоятельных детей.

Иногда мы с ребятами просто рисуем  песком на стекле с подсветкой, что тоже вызывает неподдельный  детский интерес. В отличие от листа бумаги, песок, как было сказано выше, легко изменяет форму, позволяет снова и снова создавать неповторимые рисунки и отпечатки. Упражнение «Рисуем песком на стекле». Всю свою деятельность  мы стараемся сопровождать музыкой, соответствующей игровой ситуации, что позволяет детям ещё легче выражать свои эмоции, чувства и переживания.

Многие игры с песком мы стараемся сочетать с лексическими темами, проводимыми в нашем детском саду. Например, дети с удовольствием рисуют элементы цветов, овощей, фруктов, ягод. При формировании у детей сенсорных представлений ребята из мокрого песка лепят геометрические фигуры. 

Песок нередко действует на детей как магнит. Особенно, если это цветной песок! Прежде чем они успеют осознать, что они делают, их руки сами начинают просеивать песок, строить тоннели, горы и т.д.

Песок позволяет стимулировать развитие ребенка, развивать его речь, сенсомоторные навыки, снижать эмоциональное напряжение и т.д. При подготовке к играм с песком, помимо специальной литературы,  просматриваю ролики с записями по песочной терапии в интернете, стараюсь выработать свой индивидуальный стиль общения с детьми в таких играх. В ходе игр с песком стараюсь помогать ребятам, направить в нужное русло в мире игр и фантазий. Это помогает лучше понять ребят, сократить дистанцию между нами.

Эта песочница позволяет детям разыгрывать настоящие спектакли, что способствует развитию их речи, коммуникативных способностей, развивает фантазию, содействует обеспечению эмоционального комфорта, психического благополучия, что делает детей более добрыми и терпимыми, помогает корректировать их поведение.

А какие цвета обычно выбирают дети? Они выбирают яркие, насыщенные цвета – красный, желтый, зеленый. Это свидетельствует о том, что дети нормально развиваются, им интересно все новое, яркое они динамичны и любознательны. Цветотерапия направлена на то, чтобы вернуть ребенка в счастливый яркий мир детства и радости.

В игре «Разноцветные покрывала» предлагаю детям на выбор цветные полотна из прозрачной ткани насыщенных цветов. Дети рассматривают сквозь них окружающее пространство, обертываются в них. Это дает ощутимый эффект и развивает цветовые ассоциации, успокаивает, настраивает на позитивный лад, развивает воображение и фантазию. С удовольствием дети пробегают под «теплыми» и «холодными» струями сухого дождя в игре «Разноцветный дождик». Игры с использованием цветотерапии проводим с детьми как в ходе непосредственно образовательной деятельности, так как в режимных моментах. Детям предлагается поучаствовать в играх: «Цветные колпачки», «Цветные палочки», «Подбери бабочку к цветку», «Разноцветные капли». При этом вижу не только настроение каждого ребенка, но и всей группы в целом.

А недавно начали осваивать еще несколько новых технологий – это рисование цветной шерстью и лепка шариковым пластилином. С рисованием цветной шерстью познакомились даже некоторые родители, и мне кажется, что им это очень понравилось. А что уж говорить о детях? Яркие и насыщенные цвета не могут оставить никого равнодушным, особенно наших любознательных детей.

Лепка – это увлекательное занятие и для детей, и для их родителей. Работа с пластичными материалами, кроме возможности слепить красивую поделку также развивает мелкую моторику рук, что немаловажно для маленьких детей и развития их речи. Материалов для лепки, с которыми малышу интересно, сегодня очень много. И последнее, что мы пытаемся освоить из таких материалов – шариковый пластилин. Шариковый пластилин полезен тем, что в процессе лепки происходит массаж нервных окончаний кончиков пальцев, способствующий развитию умственной деятельности, развивает мелкую моторику рук. С помощью этого волшебного материала можно создавать красивые картины, что очень хорошо развивает фантазию. Технику работы с таким пластилином до конца не изучили, но могу с точностью сказать, что у наших детей он вызывает неподдельный интерес.  Таким образом, современные технологии для детей - это прекрасная возможность для самовыражения и развития творческих способностей в ребенке.