logo-big-otris2

В детский сад калитка открывается.

Чудеса повсюду начинаются.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

"Детский сад комбинированного вида № 378"

городского округа Самара «Родничок»

Консультация для родителей: "Развитие речевой активности детей дошкольного возраста на основе технологии – мнемотехника"

 

Развитие речевой активности детей дошкольного возраста на основе технологии – мнемотехника

Воспитатель: Назарова С.А.

Существуют разнообразные традиционные приемы работы, позволяющие добиться определенных успехов в разучивании стихов. Известно, что в дошкольном возрасте наглядный материал усваивается лучше вербального, т.к. это возраст образных форм сознания. Все это привело к необходимости и актуальности использования приемов мнемотехники, чтобы процесс разучивания стихотворений стал для детей более доступным и легким.

Мнемотехника – «Искусство запоминания», т.е. это система методов и приёмов, обеспечивающая эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.

Понятие «мнемотаблицы» в дошкольной педагогике сходно по логике и способу построения со следующими понятиями:  сенсорно-графические схемы (Воробьёва В. К.),  предметно-схематические модели (Ткаченко Т. А.), блоки-квадраты (Глухов В. П.), коллаж (Большева Т. В.), схема составления рассказа (Ефименкова Л. Н.).

Данный метод в настоящее время широко используется в современной дошкольной педагогике.

Мнемотаблицы можно использовать с детьми самого разного возраста, начиная с младшего. Адаптировать их к разным уровням развития детей позволяют различные способы представления информации.

Первоначально нужно познакомить детей с мнемоквадратами в качестве опоры для запоминания отдельных слов путем соотнесения каждого слова с картинкой, наиболее подходящей по смыслу, придерживаясь следующих требований:

- модель должна отображать обобщённый образ предмета;

- раскрывать существенное в объекте;

- замысел по созданию модели следует обсуждать с детьми, что бы она была им понятна.

Например, определяется слово, а дети подбирают картинки, которые помогут это слово запомнить. Педагог с детьми обговаривают и определяют,  какая картинка больше подходит по смыслу к этому слову. При этом виде деятельности включаются не только слуховые, но и зрительные анализаторы.

В дальнейшем несколько картинок соединяются в единое целое, в результате получается мнемодорожка. Это очень важно на первых порах, так как мнемодорожки состоят из малого количества информационных квадратов ( от 3 до 5).

Усложнять изображение персонажа, вводить его графический вид надо постепенно. Переводить картинки частично в графический вид с детьми второй младшей группы необходимо начинать во 2-й половине года, так как у детей остаются в памяти отдельные образы: елочка - зеленая, ягодка – красная. Позже - усложнять или заменять другой заставкой - изобразить персонажа в графическом виде. Например: лиса – состоит из оранжевых геометрических фигур (треугольника и круга), медведь – большой коричневый круг и т. д. Также можно создать совместно с детьми «Картотеку карточек-символов» на часто встречающиеся слова и понятия. Использование моделирования облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения текстов, формирует приемы работы с памятью. Так постепенно вводятся в работу мнемотаблицы.

В младшем возрасте детям предлагаются готовые цветные мнемотаблицы, где каждая ячейка соответствует одному слову или, в дальнейшем, целой фразе (строчке) из стихотворения.

После того, как дети освоят способ символической графической аналогии при запоминании отдельных слов и понятий, для упражнения можно предложить им «зарисовывать-выкладывать» небольшие стихотворения с помощью красочных картинок. Для этого детям раздаются чистые, пустые таблицы, где количество ячеек соответствует количеству смысловых фраз или строчек в стихотворении. Дети «рисуют-выкладывают» к каждой фразе или строчке стихотворения картинку-символ, рисунок-схему, картинку-ассоциацию.

Так не связанные, на первый взгляд, между собой картинки соединяются в один сюжет. При этом важно отметить, что если в стихотворении есть слова, которые не понятны или не знакомы ребёнку, нужно обязательно разъяснить их смысл и сделать опорные рисунки. И так, шаг за шагом создается мнемотаблица.

Заключительный этап работы с мнемотаблицей - эмоциональное, выразительное воспроизведение текста стихотворения с опорой на картинки или рисунки - схемы.

Этапы работы над разучиванием стихотворения с составлением мнемотаблиц с детьми старшего дошкольного возраста:

  1. 1.Выразительное чтение стихотворения.
  2. 2.Сообщение о том, что это стихотворение дети будут учить наизусть.
  3. 3.Повторное чтение стихотворения с опорой на мнемотаблицу.
  4. 4.Вопросы по содержанию стихотворения, цель которых — помочь детям уяснить основную мысль.
  5. 5.Выявление и объяснение значения непонятных детям слов (в доступной для детей форме).
  6. 6.Чтение отдельно каждой строчки стихотворения. (Дети повторяют с опорой на мнемотаблицу.)
  7. 7.Рассказывание детьми стихотворения с опорой на мнемотаблицу.

Дошкольники кодируют стихотворение в таблице, и так как при шифровке текста происходит детальный разбор и привязка к зрительному образу, это способствует расширению мыслительных процессов. Постепенно память укрепляется, их образное мышление развивается, они запоминают тексты намного лучше, больше по объёму, легче и эмоциональнее. При таком способе работы стихотворение запоминается целиком. Разучивание становится для детей делом весёлым, эмоциональным, и при этом содержание запоминается быстро.

Последним этапом разучивания стихотворений с применением мнемотехники - самостоятельное составление мнемотаблицы по памяти.

Дошкольники очень пластичны и легко обучаемы, но порой во время образовательной деятельности бывает трудно удержать их внимание – составление мнемотаблиц и их перекодировка вызывают интерес у детей, и помогает решить эту задачу.