logo-big-otris2

В детский сад калитка открывается.

Чудеса повсюду начинаются.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

"Детский сад комбинированного вида № 378"

городского округа Самара «Родничок»

Консультация для родителей : «Что могут сделать родители для воспитания патриотических чувств у детей с ОНР»

«Что могут сделать родители

для воспитания патриотических чувств у детей с ОНР» 

(консультация для родителей)

                                                                    Подготовила: воспитатель

                                                                                            Головина М. Е.

 

Маленькая родина всё равно больше, ведь она единственная.   

Ж. Ренар

    В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Сейчас, в период нестабильности, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина.

    Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию: это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности с окружающим, и желание сохранить, приумножить богатство своей страны.

    Как бы не менялось общество, воспитание у подрастающего поколения любви к своей стране, гордости за неё необходимо всегда. Какая притягательная сила заключается в том, что окружает нас с детства. Почему, даже уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает их с теплотой, он постоянно с гордостью рассказывает о красоте, богатстве своего родного края? «Красота родного края, открывается благодаря сказке, фантазии, творчеству – это источник любви к Родине. Понимание и чувствование величия, могущества Родины приходит к человеку постепенно…» В.А. Сухомлинский.

    Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает еще в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и формируется в ребёнке постепенно, в ходе воспитания любви   к своим ближним, к детскому саду, к родным местам, родной стране. Дошкольный возраст как период становления личности имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, к которым, и относиться чувство патриотизма.

    Нравственно-патриотическое воспитание ребенка — сложный
педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств. Патриотическое воспитание – понятие ёмкое. Задача взрослых – как можно раньше пробудить в растущем человеке любовь к родной земле, с первых шагов формировать у детей черты характера, которые помогут ему стать человеком и гражданином общества. Для дошкольного периода характерны наибольшая обучаемость и податливость педагогическим влияниям, сила и глубина впечатлений. Потому-то всё, что усвоено в этот период, – знания, навыки, привычки, способы поведения, складывающиеся черты характера оказываются особенно прочными и являются в полном смысле слова фундаментом дальнейшего развития личности.

    Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым
близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни,
связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.
Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой
малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе... И хотя
многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через
детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности
патриота.
    У каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь,
трудолюбие. "Это — первые и блестящие попытки русской народной
педагогики, — писал К.Д. Ушинский, — и  я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа".  Неслучайно К.Д. Ушинский подчеркивал, что "... воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным". Он ввел в русскую
педагогическую литературу термин "народная педагогика", видя в
фольклорных произведениях национальную самобытность народа, богатый
материал для воспитания любви к Родине.
    Таким образом, произведение устного народного творчества не только
формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию
личности в духе патриотизма.

  Пути  патриотического воспитания через приобщение к национальной культуре включают в себя:

- понятие о патриотизме, героизме и их проявлениях;

- взгляды на патриотизм в летописях;

- русские народные былины, как средство воспитания патриотизма (любовь к Родине, ненависть к врагам, готовность стать на защиту родной земли);

- роль русских сказок в процессе любви к Родине, к своему народу, к природе родного края, сказки о солдатской дружбе и прочее;

- героическо-патриотические песни русского народа и их воспитывающая роль;

- русские пословицы и поговорки о патриотизме, героизме, смелости, трусости. Их использование в воспитательной работе с детьми.

    Понятие патриотизм – это чувство любви к Родине. Понятие «Родина» включает в себя все условия жизни: территорию, климат, природу, организацию общественной жизни особенности языка и быта. Историческая, пространственная, расовая связь людей ведет к формированию их духовного подобия. Сходство в духовной жизни способствует общению и взаимодействию, что в свою очередь порождает творческие усилия и достижения, придающие особое своеобразие культуре.

    Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомится с детским садом, своей улицей, городом, а затем и со страной, ее столицей и
символами.
    Задача родителей — отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: природа и мир животных дома (детского сада, родного края); труд людей, традиции, общественные события и т.д. Причем эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес. Поэтому, начиная работу по воспитанию любви к родному краю, родитель обязан сам его хорошо знать. Он должен продумать, что целесообразнее показать и рассказать детям, особо выделив наиболее характерное для данной местности или данного края.

Решая возникшие задачи, необходимо:

1.Научить детей играть в русские народные игры.

2.Помочь ребенку использовать в активной речи русский фольклор.

3.Уметь соотносить увиденное в природе с народными приметами.

4.Активное участие детей в проведении календарно-обрядовых праздников.

5.Познакомить детей с былинными и сказочными героями, научить узнавать их в произведениях изобразительного искусства.

6.Знать историю русского костюма, его элементы, уметь объяснить значение украшений костюмов.

7.Уметь различать изделия различных народных промыслов.

8.Зажечь в ребенке искру любви и интереса к жизни народа в разное историческое время, к его истории и культуре, к природе России, воспитать патриотов.

         Любой край, область, даже небольшая деревня неповторимы. В каждом месте своя природа, свои традиции и свой быт. Отбор соответствующего материала позволяет формировать у дошкольников представление о том, чем славен родной край. Надо показать ребенку, что родной город славен своей
историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими
людьми.
Какие сведения и понятия о родном городе способны усвоить дети?
- Четырехлетний ребенок должен знать название своей улицы и той, на
которой находится детский сад.
- Внимание детей постарше нужно привлечь к объектам, которые
расположены на ближайших улицах: школа, кинотеатр, почта, аптека и
т.д., рассказать об их назначении, подчеркнуть, что все это создано для
удобства людей.
- Диапазон объектов, с которыми знакомят старших дошкольников,
расширяется — это район и город в целом, его достопримечательности,
исторические места и памятники. Детям объясняют, в честь кого они
воздвигнуты. Старший дошкольник должен знать название своего
города, своей улицы, прилегающих к ней улиц, а также в честь кого
они названы. Ему объясняют, что у каждого человека есть родной дом
и город, где он родился и живет. Для этого необходимы экскурсии по
городу, на природу, наблюдения за трудом взрослых, где каждый
ребенок начинает осознавать, что труд объединяет людей, требует от
них слаженности, взаимопомощи, знания своего дела. И здесь большое
значение приобретает знакомство детей с народными промыслами
. края, народными умельцами.

    В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности  близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой
Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов) необходимо
привить детям такие важные понятия, как "долг перед Родиной", "любовь к
Отечеству", "ненависть к врагу", "трудовой подвиг" И т.д. Важно подвести
ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну,
Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена
увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты
памятники.
    Продолжением данной работы является знакомство детей с другими
городами России, со столицей нашей Родины, с гимном, флагом и гербом
государства.
    Неверно полагать, что воспитывая любовь к семье, мы уже тем самым
прививаем любовь к Родине. К сожалению, известны случаи, когда
преданность своему дому уживается с безразличием к судьбе страны, а иногда даже с предательством. Поэтому важно, чтобы дети как можно
раньше увидели "гражданское лицо" своей семьи. (Знают ли они, за что их
дедушка и бабушка получили медали? Знают ли знаменитых предков? и т.д.)
    Показать через малое большое, зависимость между деятельностью одного
человека и жизнью всех людей — вот что важно для воспитания
нравственно-патриотических чувств.
    Организованная таким образом работа будет способствовать правильному
развитию микроклимата в семье, а также воспитанию любви к своей стране.
Например, воспитывая у детей любовь к своему городу, необходимо
подвести их к пониманию, что их город — частица Родины, поскольку во
всех местах, больших и маленьких, есть много общего:
- повсюду люди трудятся для всех (учителя учат детей; врачи лечат
больных; рабочие делают машины и т.д.);
- везде соблюдаются традиции: Родина помнит героев, защитивших ее от
врагов;
- повсюду живут люди разных национальностей, совместно трудятся и
помогают друг другу;
- люди берегут и охраняют природу;
- есть общие профессиональные и общественные праздники и т.д.
    Быть гражданином, патриотом — это непременно быть интернационалистом.
    Поэтому воспитание любви к своему Отечеству, гордости за свою страну
должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к
культуре других народов, к каждому человеку в отдельности, независимо от
цвета кожи и вероисповедания.
    Безусловно, гуманное отношение к людям разных национальностей создается у ребенка в первую очередь под влиянием родителей и педагогов, т.е. взрослых, которые находятся рядом с ним. Особенно это актуально в наши дни, когда среди некоторой части взрослого населения возникают
противостояния по данным проблемам. Поэтому особенно важно в детском
возрасте поддержать и направить интерес ребенка к людям других
национальностей, рассказать, где территориально живет данный народ, о
своеобразии природы и климатических условий, от которых зависит его быт,
характер труда и т.д.
    К концу дошкольного периода ребенок должен знать: нашу страну населяют люди разных национальностей; у каждого народа свой язык, обычаи и традиции, искусство и архитектура; каждый народ талантлив и богат умельцами, музыкантами, художниками и т.д.

    Издавна ведется спор, что важнее в становлении личности: семья или общественное воспитание (детский сад, школа, другие образовательные учреждения). Одни великие педагоги склонялись в пользу семьи, другие отдавали пальму первенства общественным учреждениям.

Так, Я.А. Коменский назвал материнской школой ту последовательность и сумму знаний, которые получает ребенок из рук и уст матери. Уроки матери - без перемен в расписании, без выходных и каникул. Чем много образнее и осмысленнее становится жизнь ребенка, тем шире круг материнских забот. Я.А. Коменскому вторит другой педагог-гуманист И.Г. Песталоцци: «семья - подлинный орган воспитания, она учит делом, а живое слово только дополняет и, падая на распаханную жизнью почву, оно производит совершенно иное впечатление.»

     Не менее важным условием нравственно-патриотического воспитания
детей является тесная взаимосвязь с родителями. Прикосновение к истории
своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать,
внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням.
Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному
отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей. «В
вашей семье и под вашим руководством растет будущий гражданин … Все,
что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить
к детям».
    В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, требует
большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания
патриотизма, гражданственности не считаются важными, И зачастую
вызывают лишь недоумение.
    Необходимо отметить, что в настоящее время у людей наблюдается интерес к своей генеалогии, к исследованию национальных, сословных,
профессиональных корней и своего рода в разных поколениях. Поэтому
семейное изучение своей родословной поможет детям начать осмысление
очень важных и глубоких постулатов:
1.корни каждого - в истории и традициях семьи, своего народа,
прошлом края и страны;
2. семья — ячейка общества, хранительница национальных традиций;
3. счастье семьи — счастье и благополучие народа, общества,
государства.
Большое значение имеют семейные экскурсии по району, городу или селу,
посещение с родителями отдельных предприятий и учреждений района и т.д.
Итоги таких экскурсий могут быть выражены в фотовыставке, совместном с
ребенком выступлении или снятом фильме. Не менее интересно провести
"мини-исследование". Причем воспитатель вместе с родителями должен
выбрать и определить тему исследования, разумно ограничивая ее
"территориальные" и "временные рамки", например, исследование не
истории города вообще, а истории улицы (на которой находится детский сад
или живут дети), или прошлого дома и судеб его жителей, истории
шефствующего предприятия и т.д.
Хорошо, когда занятия семейных клубов включают в себя работы
фольклорного плана (разрисовка глиняных игрушек, народное плетение и
т.д.), а также местные традиционные праздники и обряды, рождественские
балы, праздник русской масленицы, березки и т.д. Безусловно, все это
приобщает детей к истории края и своего народа, воспитывает любовь к -
Родине.

 

В основе  концепции взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность. Уходит в прошлое официально осуществляемая в нашей стране политика превращения воспитания из семейного в общественное.

Признание приоритета семейного воспитания требует новых отношений семьи и дошкольного учреждения. Новизна этих отношений определяется понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие» .