logo-big-otris2

В детский сад калитка открывается.

Чудеса повсюду начинаются.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

"Детский сад комбинированного вида № 378"

городского округа Самара «Родничок»

Консультация по использованию метода комментированного и комментирующего рисования в работе с дошкольниками.

Консультация по использованию метода комментированного и комментирующего рисования в работе с дошкольниками.
 
Сидоренко Л.А. воспитатель первой категории.
 
В настоящее время много говорят о развитии способностей детей, в особенности творческих, разрабатываются программы и методики. При этом многие из них не учитывают перехода детей от репродуктивного и продуктивного уровня деятельности, связанного с формированием системы ориентировок и операций, изобразительных умений и навыков, в частности, к поисковому и творческому.
Предполагается, что это происходит спонтанно, под влиянием обучения: ведь оно ведёт за собой развитие (по Л. С. Выготскому). Однако почему-то это происходит далеко не всегда – даже, занимаясь в изобразительных студиях, дети не могут нарисовать то, что им подсказывает фантазия, постепенно разочаровываясь в своих способностях.
Как научить детей верить в себя? Изначально они должны верить в то, что воспитатель умеет рисовать всё, что угодно – всё, что захочет. Его картины рассказывают о жизни ребёнка, являются волшебным отражением и воплощением окружающей реальности на листе бумаги. Более того, здесь всё может ожить и начать двигаться – именно это и привлекает интерес ребёнка – дошкольника к рисованию, возможность сопереживания нарисованным героям и возможность «действовать» внутри нарисованной ситуации. Однако существующие методики рисования практически не учитывают эту потребность ребёнка. Между тем, приёмы комментированного рисования, предложенные Дж. Алланом, С. А. Мироновой, О. П. Гаврилушкиной и другими авторами, позволяющие «оживить»нарисованную ситуацию или сам процесс рисования, существуют.
Способности детей к созданию изображений, формирование их изобразительно – игровых и технических умений и навыков происходит на фоне комментирующей речи взрослого. В нашем детском саду на занятиях по изобразительной деятельности используются:
«приём комментирующей речи взрослого»
и приём «комментированного рисования», описанные некоторыми учёными- практиками (О. П. Гаврилушкиной, Т. А. Мироновой, Г. В. Чиркиной).
1. «Приём комментирующей речи взрослого» позволяет организовать деятельность детей и объединить такие её компоненты, как:
- мотивационный
 
-ориентировочный
 
-операциональный и
 
контрольный.
 
Так, комментируя действия детей, воспитатель рассказывает о выполненных, совершаемых и о предстоящих действиях.
1.1. Рассказ воспитателя о предстоящих действиях. Он помогает создать эмоциональную и интеллектуальную установку, опережающую деятельность самих детей, и регулировать их действия с опорой на неё. Так, в ходе занятия воспитатель оценивает своевременность включения воспитанников в деятельность, выполнение правил рисования и темп работы, способы и навыки обращения с различными предметами (карандашом, кистью, краской, салфеткой, клеем и так далее).
1.2. Комментируя действия детей в настоящем времени, воспитатель фиксирует их внимание на последовательности и способах выполнения заданий и результатах работы. При этом комментирующая речь, направленная ко всем детям, сочетается с индивидуальным обращением к каждому ребёнку, и в итоге – с обобщением в речи действий всех воспитанников. Причём подведение итога по одному действию детей должно включать и переход к следующему этапу деятельности.
1.3. Постепенно функции комментирования действий и всей деятельности передаются самим детям.
1.4. Комментирование ребёнком собственной деятельности считается необходимым условием осмысления поставленной перед ним общей цели, её конкретизации, планирования путей и средств реализации, оценки адекватности средств достижения, а также представления законченного продукта, то есть условием предвосхищения деятельности образом, опосредованным речью.
1.5. Привлекая детей к комментированному рисованию, мы используем примерную схему рассказа о будущем рисунке, рекомендованную Т. В. Лусс, Т. В. Волосовец, Е. Н. Кутеповой.
• Расскажи, что ты сейчас будешь делать?
 
• Расскажи, что будешь использовать?
• Расскажи, что будешь делать сначала, что – потом?
 
• Расскажи, как будешь делать?
 
• Что ты ещё хочешь добавить в свою работу?
1.6. Дети рассказывают взрослому и сверстникам о совершаемых действиях и их последовательности. После того как дети научились комментировать процесс рисования, их учим комментированию содержания рисунка непосредственно в ходе изобразительной деятельности.
Очень хорошо, если воспитатель сможет записать рассказы детей на диктофон, а потом вместе с ними их послушать. Сам факт записи вызывает большой интерес у детей и выступает хорошим стимулом для повышения речевой и познавательной активности воспитанников.
 
2. Приём «комментированного рисования» - основное внимание уделяем комментированию действий персонажей рисунка, их мыслей и чувств («И он подумал… и сказал. И что из этого вышло»). Этот приём рекомендован Дж. Алланом и описан в книге «Ландшафт детской души».
Например, О. П. Гаврилушкина предлагает использовать приём комментированного рисования по-другому: не как элемент игровой педагогической ситуации, а как их совокупность. Она рекомендует на глазах у воспитанников зарисовывать на доске или мольберте ситуации, отражающие бытовой, игровой, познавательный и эмоциональный опыт детей (дошкольники становятся объектами изображения, и комментировать их. В конце занятия воспитателем эмоционально оцениваются результаты деятельности каждого ребёнка и всей группы в целом. При этом комментируются как индивидуальные, так и коллективные успехи.
Содержание такой работы может быть реализовано с помощью подгрупповых и индивидуальных форм работы с детьми – в процессе проведения занятий по подгруппам от 4 до 6 -7 человек.
Мы придерживаемся основных правил комментированного рисования:
• Использование приёма транслирования информации в качестве первого и основного правила поведения взрослого во время «комментированного рисования».
• Отбор тематического содержания. В качестве объектов для рисования служат детские впечатления, повседневная жизнь, игры и прочее.
• Главными героями создаваемых рисунков являются конкретные дети, воспитанники группы, их занятия, игры.
 
• Взрослый не стремится сразу исправлять речь ребёнка. Его поведение напоминает поведение матери полуторагодовалого или двухлетнего ребёнка, которая всё время «переводит» его автономные высказывания «с русского – на русский», придавая этим высказываниям понятную всем языковую структуру.
• Педагог создаёт схематические, информационно – смысловые изображения, не ставит перед собой художественных целей, не «прорисовывает» детали, которые не значимы для раскрытия основного содержания, рисует быстро, передавая только главное, существенное.
• В целях формирования единства образных движений и слова детям предлагают не только рассказывать о том, что нарисовано, но показывать посредством изобразительных движений.
• В качестве «физкультминуток» использовать элементы драматизации, имитационные движения, сопровождаемые речью. Все занятия строятся по коммуникативному принципу. Это выражается в том, что на каждом занятии (по методике О. П. Гаврилушкиной):
• Создаются оптимальные условия для подлинной мотивации детской речи и потребности в ней: ребёнок должен знать, почему и зачем он говорит;
• Обеспечивается главное условие общения – адресованность речи детей: ребёнок обязательно кому-либо адресует вопросы, сообщения, побуждения (преимущественно сверстнику);
• Стимулируется и поддерживается речевая инициатива (речевая активность) каждого ребёнка;
• Осуществляется целенаправленный отбор содержания для обсуждения, основу которого составляет личный эмоциональный, бытовой, игровой, познавательный и межличностный опыт детей;
 
• Широко используются различные коммуникативные средства: образно – жестовые, мимические, вербальные, интонационные.